Главная О нас Новости Услуги Мероприятия Наши друзья О проекте карта сайта Гостевая Фотоальбом

Образование Центра народных ремесел «Берегиня»
Наш век – время стремительной утраты традиций многими народами, и единственный путь сохранить их – это возвращение к истинным ценностям предыдущих поколений. Как дерево без корней, так и человек не может жить без основы: прошлого. Без прошлого нет будущего. Вот это прошлое и стараются сохранить и передать другим мастера ЦНР. История центра вся, как есть, сохранилась в глине. А точнее глиняной игрушке.
Началась она 4000 лет назад, как говорят раскопки стоянок эпохи неолита в окрестностях г.Каргополя, черепки гончарных изделий и игрушки. Затем вспоминается творчество гриневских мастеров: У.И.Бабкиной, И.В. и Е.А. Дружининых, С.И. Рябова.
Они явились носителями высоких традиций своего ремесла и задавали тон всей подобной продукции в крае. Достижения отдельных гончаров становились достоянием всего промысла, это способствовало взаимному развитию и обогащению творческого языка всех мастеров. Хотя эти мастера и занимались одним делом, но каждый индивидуален.
У.И.Бабкина лепила близкую к образу и натуре, рыхлую по поверхности игрушку. Обжигала в печке среди щей да картошки. Расписывала самодельными красками: выпаренное молоко – желтый цвет, известка с молоком - белый, сажа на молоке – черный, красная - из ржавого железа. Ребятишкам на забаву, да и себе на утешение. Любила Ульяна и сама поиграть да историю сказочную про все сочинить.
Иван Васильевич Дружинин (1887 – 1949)
Екатерина Андреевна Дружинина (1899 – 1978)
Работали так: муж лепил, а жена раскрашивала. Их игрушка в ширину мужской ладони – добротная. Грубоватость лепки компенсируется роспись красок по – белому. Эта семья обогатила содержание и выразительные средства игрушки. Были придуманы сотни сюжетов, которые говорят об индивидуальности в творчестве. Они, жители деревни, хорошо знавшие быт народного крестьянства, старались воплотить свои наблюдения в образах игрушек. Грудь обнаженная – символ плодородия, пуговицы налепные. Яркие особенности его игрушек.
Семен Иванович Рябов (1912г.)
Он, переосмысливая увиденное ищет свой почерк .
Кукла «Берегиня». Женщина с поднятыми вверх руками и держащая птиц. По образу – это богиня земли – плодородия. На подоле - солнце ласкает землю. Руки поднятые к небу просят дождичка, а птички – предвестники тепла, несли счастье в дом своим щебетом.
Наступили 60 –е годы… Время, когда мастера начали выводиться. Лишь два – три человека могли показать, как посуду лепить да игрушку тоже. Надо было мастеров собрать, да поучиться у них.
С игрушкой так и поступили, не дали ей умереть. Было создано в 1967г. отделение Архангельских «Беломорских узоров»: не было ни оборудования, ни гончаров. Многие удивляются: как с такими малыми возможностями ему удалось наладить производство и обеспечить район посудой.
Этот удивительный человек Александр Петрович Шевелев (1910 – 1980) прошел путь от рабочего до начальника лесопункта, потом война.. А после, вернувшись на родину работал. А когда обратились из г. Архангельска с просьбой заняться керамикой, не раздумывая согласился руководить цехом «Беломорских узоров»; хотя зарплата была мизерная. Он предпочел возродить дедовское дело. Первое название было артель «Каргопольская игрушка». Размещалась в небольшом доме с русской печью. Сам А.П. вырос в семье, где родные делали глиняную посуду, игрушки. Но в одиночку много не сделаешь и А.П. начал набирать себе учеников и обучать их с собачек дойдя до сложных игрушек. Это был немногословный терпеливый учитель, он обучал делом. В самом начале это было похоже на конвейер – как мастер делает, так в точности ученик. Не было нового, оригинального. А позже был план придумать одну новую игрушку в год. Идея с конвейером помогает увидеть манеру лепки и росписи Шевелева в работах его учениц…
Глину заготовляли летом, мяли её ногами в больших ваннах. Обжигали в русской печке ( дрова ложили сверху на игрушку). Когда печь истоплена игрушку не вынимали т.к. из – за разности t они могли полопаться. На следующий день начинали красить и наносить роспись. Готовые игрушки стали продавать в лавке, которую построили рядом с цехом. А также в магазинах нашего города, Няндоме, Коневе, Москве. Туристы приходили на экскурсии, покупали сувениры на память. И игрушки стало не хватать. И уже ученики А.П. стали обучать учеников не детей, а взрослых. Для которых лепить игрушки увлеченная и трудная, но красивая работа. К дому пристроили еще одну комнату. В 1968г. – 10 мастеров, 2 гончара.
Другое название получил Каргопольский филиал Архангельское предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры». Учеников всё принимали и обучали всем премудростям изготовления игрушек. Построили еще один дом – 40 мастеров делали каждый до 300 разных игрушек в месяц. Краски и кисти присылали из Архангельска, т.к. там было главное предприятие. В русской печке стало невозможно обжигать. Поэтому установили электрическую печь. В нее помещался человек, который укладывал рядами высушенные на полках игрушки. А в печках, где сушились игрушки, каждый имел место и знал свои игрушки.
Для того чтобы не мять ногами приобрели электрическую тестомешалку и переделали в глиномешалку. В нее входили 10 ведер глины. Все это перемешивалось между лопастями 30 минут. Потом заворачивали в пленку, и каждый брал, сколько ему надо для работы. Готовые игрушки отправляли в Архангельск (а там распределяли по городам). Шевелев сохранил традиционный сюжет и разработал много новых, с его приходом появились многофигурные композиции. Он разработал композицию «Хлеб» - 10 игрушек в составе.
Потом А.П. ушел на пенсию. Старшим мастером стала Галина Яковлевна Пригодина (которая лепила птиц – сиринов).
В 1971(72) году пришла работать в «Беломорские узоры» Тамара Серафимовна Водяницкая по профессии штукатур - маляр, в свободное время занималась резьбой по дереву, Александр Петрович увидел, через ее работы способность к художественному делу и пригласил на экскурсию, а если понравится, то и работать. Сразу, как только зашла в мастерскую из всех игрушек больше всех понравилась тройка. А А.П. говорит: «Оставайся, её и будешь лепить». Было над чем подумать Т.С. так как зарабатывала она в то время намного больше чем предлагали сейчас. Но она согласилась, видно было что- то, что тянуло в сказку из глины. Слепила собачку – первое, что сказал А.П.. Все ножки слепила, лапки, налепные ушки. А А.П. сказал: «Нет, отложи, у нас собачка другая, мы лепим из одного куска глины, налепных частей нет: не натуральна, без изъянов.
( До 1975г. директором был А.т.Фомин).
Сначала целый месяц лепила 1 тройку в день. 3 месяца учил – «поглядывал и исправлял» - год.
В начале 90-х– годов сбыт продукции в «Беломорских узорах» уменьшился, стали сокращать работников, зарплата упала, временами отпускали работников в неоплачиваемый отпуск.
В 1991(92) году появляется московская женщина Марина Владимировна Маркова, (муж занимался коммерцией – компьютеры). Директором Воронин Николай. Она организовала и назвала объединение «Берегиней». Зарегистрировала его в Москве. Набрала 4 мастерицы: они лепили, деньги с продажи шли на спецсчет. Со спецсчета ездила за границу и приглашала гостей на экскурсию (проживание со спецсчета). Со временем зарплата стала все меньше и меньше в сравнении с «Беломорскими узорами». Настали трудные времена… мастера подумывали уходить (проработали 2 года). Тут выручил отдел Культуры. Нашли помещение на улице Красноармейская 37 (за метеостанцией), выкупили печи, столы, глиномешалку, у Марковой.
Воронина Т.А., Кононова С.М., Водяницкая Т. С., Пригодина Г.Я.
С 1993 года стали центром Народных ремесел, стала хорошая зарплата от «Культуры». План стал намного (вполовину) меньше, больше творческой сознательности.
Первым директором стала Галина Яковлевна Пригодина (1993 – 1996г.) лепила игрушку много и быстро, очень живой по характеру человек. Ходили в музей, изучали, присматривались к лучшим произведениям игрушечников старшего поколения, изучали цвет и орнамент их изделий. Переосмысливая увиденное ищут свой почерк в работе. Ездили в Тулу, в Москву.
Дина Николаевна Калюжная 1997 – 1999 по образованию экономист очень тонкий человек у нее каждый день спланирован. При ее руководстве случился переезд в здание купца Вешнякова. Куплена мини русская печь. Сделан ремонт помещения. (2 года оно стояло без окон – большая влага). Много ездили – работали на рекламу г. Москва, Вологда, Вельск. Торговали на улице Каргопольской, на Красной площади, на ВДНХ.
С 1997 года директором стала Галина Николаевна Тараскова. Работала она в «Беломорских узорах», потом в музее завхозом, у нас занимается лепкой (лепила тройки, утушки). В поездки она отправляется в основном одна. Конево, Няндома, Архангельск (дни Каргопольской культуры).
ЦНР - это активный участник всех выставок и праздников, которые проводятся у нас в городе и в области. Центр имеет много наград за участие и победу в конкурсах – выставках. На ежегодном празднике города ЦНР является главным местом действия, где собираются мастера и показывают свои изделия, обмениваются опытом, проводятся мастер – классы. Сюда идут люди, ради того чтобы заразиться той энергией и творчеством, которые присутствуют в ЦНР.

[вернуться на предыдущую страницу]

© Все права защищены. Центр народных ремесел "Берегиня". Пономарева С. А. 2007г.